ПЛАВИ́ЛЬЩИКОВ Петр Ал. (1760-1812) - драматург, актер, издатель. Род. в моск. купеческой семье. Первоначальное воспитание П. было поручено близкому знакомому его отца магистру Моск. ун-та Д. Аничкову. В 1768 П. поступил в г-зию при ун-те, в 1776 был зачислен в студенты ун-та, по окончании к-рого в 1779 занялся преподаванием истории. Впоследствии, уже будучи известным актером, преподавал в АХ и в первом Кадетском корпусе рус. словесность "по собственному начертанию", а в Горном корпусе - риторику "своего собственного сочинения". Актерский дебют П. состоялся в 1779 в Москве на сцене т-ра Медокса, а в 1782 П. вышел на петерб. сцену в роли фонвизинского Правдина на премьере "Недоросля". Современники считали, что как актер П. был традиционней. Его "выразительная и благородная" наружность способствовала успеху в ролях резонеров, в трактовке типов положит., где недостаток внутр. огня актер восполнял отточенной техникой. Играя попеременно то в моск., то в петерб. т-ре, П. одновременно приступает к изданию лит. ж. "Утра" с отчетливо сентименталистской направленностью. Раннее ориг. творчество П. эклектично. В его произв. явственно ощущается влияние А. Сумарокова (трагедия "Дружество" и комедия "Исправление, или Добрые родственники"). В "Сговоре Кутейника" (1789) мы встречаемся с героями фонвизинского "Недоросля". В нач. 1790-х гг. П. начинает издавать совместно с Крыловым ж. "Зритель", в к-ром помещает ряд программных статей, посвященных описанию рус. национального характера, порицающих дворянство, к-рое предпочитает франц. язык и франц. культуру. Именно в эти годы П. пишет самые выразительные свои пьесы: "Бобыль" (1790) и "Сиделец" (1793). С последней пьесы фактически начинается рус. буржуазная драма.
плавильщиков пётр алексеевич
Энциклопедический словарь
Плави́льщиков Пётр Алексеевич (1760-1812), актёр, драматург. Брат В. А. Плавильщикова. В 1779-93 в петербургских, затем в московских театрах. Выступал в трагедиях, с наибольшим успехом в бытовой комедии и мещанской драме. Автор комедий из крестьянского и купеческого быта: «Бобыль» (постановка 1790), «Сиделец» (постановка 1803) и др.
* * *
ПЛАВИЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич - ПЛАВИ́ЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич (1760-1812), российский актер, драматург. В 1779-93 в Санкт-Петербурге, затем в московских театрах. Выступал в трагедиях, в бытовой комедии и мещанской драме. Автор комедий из крестьянского и купеческого быта: «Бобыль» (постановка 1790), «Сиделец» (постановка 1803) и др.
* * *
ПЛАВИ́ЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич [24 марта (4 апреля) 1760, Москва - 18 (30) октября 1812, село Хонеево, ныне Бежецкий район Тверской области], русский актер и драматург.
На петербургской сцене
Родился в московской купеческой семье; в 1758 поступил в гимназию Московского университета, в 1776 стал его студентом; примерно с 1777 участвовал в любительских спектаклях. В мае 1779 поступил на петербургскую Императорскую сцену актером «на первые роли и характеры в трагедиях, комедиях и драмах»: Росслав - «Росслав» (1784), Секст - «Титово милосердие» (1785), Ярб - «Дидона» (1785), Владисан -»Владисан» (1789) Я. Б. Княжнина (см. КНЯЖНИН Яков Борисович); Оскольд - «Семира» (1791) А. П. Сумарокова (см. СУМАРОКОВ Александр Петрович); Правдин - «Недоросль» (1782) Д. И. Фонвизина (см. ФОНВИЗИН Денис Иванович); Клишин-дядя - «Школа злословия» (1793) Р. Б. Шеридана (см. ШЕРИДАН Ричард) и др.
В начале 1790-х годов Плавильщиков преподавал в Академии художеств «русскую словесность» и в Горном корпусе «риторику». В 1787 он стал инспектором русской труппы.
Природные данные и особенности актерской игры
Плавильщиков обладал «привлекательной» и вместе с тем «мужественной» наружностью; имел «светлый и благозвучный», но одновременно и сильный, голос; уделял большое внимание созданию внешнего облика своего сценического героя, особенно костюму. Игра его отличалась повышенной эмоциональностью, и в то же время он тяготел к «натуральности», то есть пытался отвергать многие приемы классицистского актера, однако, следуя за «натуральным» состоянием своего героя, он иногда в самых сильных сценах терял «равновесие в игре своей» и его герои впадали «в чувственное негодование». В комедиях же и драмах, «когда сбрасывал тогу», Плавильщиков становился «человеком», то есть естественным.
На московской сцене
В июле 1793 Плавильщиков оставил императорскую сцену и перешел на первые роли в московский театр Медокса: Клердон - «Безбожный» (1793) И. В. Браве, Добросердов - «Отец семейства» (1794) Н. Н. Сандунова («по расположению» О. Геммингена-Гронберга), Пастор - «Сын любви» (1796) А. Коцебу, барон Мейнау - «Эйлалия Мейнау, или Следствия примирения», (1794) Ф. В. Циглера, Тит - «Титово милосердие» (1794) Я. Б. Княжнина (см. КНЯЖНИН Яков Борисович) и др.
В начале 19 в. некоторое время опять играл на Петербургской сцене, где самой значительной ролью был Эдип - «Эдип в Афинах» В. А. Озерова (см. ОЗЕРОВ Владислав Александрович).
Обучал актеров многих домашних театров (Н. П. Шереметева (см. ШЕРЕМЕТЕВ Николай Петрович), П. М. Волконского, Д. Е. Столыпина, Н. А. Дурасова).
Литературная деятельность
Литературную деятельность начал с 1782: издавал журнал «Утра», в 1792 совместно с И. А. Крыловым (см. КРЫЛОВ Иван Андреевич) - «Зритель», где помещал свои статьи о театре. Написал несколько трагедий: «Всеслав» (1791, издана под названием «Рюрик» в 1816), «Ермак, покоритель Сибири» (1806); среди лучших комедий: «Бобыль» (1790), «Сиделец» (1804).
Полезные сервисы
плавильщиков петр алексеевич
Большой энциклопедический словарь
ПЛАВИЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич (1760-1812) - российский актер, драматург. В 1779-93 в Санкт-Петербурге, затем в московских театрах. Выступал в трагедиях, в бытовой комедии и мещанской драме. Автор комедий из крестьянского и купеческого быта: "Бобыль" (постановка 1790), "Сиделец" (постановка 1803) и др.